Государственное унитарное предприятие Курской области «Курскэлектротранс»

История предприятия

В июле 1895 г. Курская городская дума выработала условия договора, по которому московскому инженеру Ивану Алексеевичу Лихачеву предоставлялась концессия на устройство трамвая сроком на 49 лет. Основные работы по постройке были завершены в сентябре 1897 г. Официальное открытие движения состоялось 18 апреля 1898 г. (30 апреля по новому стилю). Первым директором трамвая был И.А. Лихачев.

Курский трамвай не работал в течение всей гражданской войны и был восстановлен лишь в 1924 году, бездействуя более шести лет.
7 ноября 1930 г. было открыто Северное депо и приобретены 10 вагонов с Мытищинского завода.
В начале 1941 г. в парке насчитывалось 33 моторных вагона типа X (24 Мытищинского и 9 Усть-Катавского заводов) и один прицепной типа М; 6 грузовых платформ. Протяженность трамвайных путей составляла 29,5 км.
В феврале 1941 г. во всероссийском соцсоревновании коллектив курских трамвайщиков занял первое место. С оккупацией города германскими войсками движение трамвая было прекращено 3 ноября 1941 г. После освобождения города (8 февраля 1943г.) курские трамвайщики 19 февраля приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Движение 10 вагонов по линии от Московских ворот до улицы Добролюбова началось 19 сентября 1943 г.
30 апреля 1953 г. была введена в строй линия до Рышкова с поворотным кольцом у аккумуляторного завода. Для новой линии в 1952-55 гг. были получены новые вагоны МТВ-82.
В 1959 г. сдана линия до завода «Химволокно». В этом же году сдана линия в поселок КЗТЗ. Начато строительство Южного депо. Общая протяжённость трамвайных путей к 1959 г. достигла 64 км. Подвижной состав насчитал 124 единицы, преимущественно вагоны МТВ-82 и серии «Х». Состав трамвайщиков достиг 1200 чел., 65% из них - женщины.
В 1963 г. прибыли первые загоны РВЗ-6.
Летом 1964 г. действовали пять трамвайных маршрутов, на которые выпускались ежедневно 60 вагонов. В октябре 1965 г. состоялось открытие второго в городе трамвайного депо - Южного.
В 1966 г. в Курск прибыли первые вагоны чешского производства - Татра-3.
В ноябре 1967 г. было завершено сооружение новой трамвайной линии от кольца «Запольная» по улице Красный Октябрь и Пушкарной до Московской площади. Новая линия замкнула большое кольцо в северной части города и разгрузила линию по ул. Ленина. Здесь стали курсировать вагоны маршрутов № 3 (Волокно - Верхне-Луговая - Красная пл. - Волокно) и №6 (Волокно - Запольная - ул. Ленина - Волокно). В 1985 г. завершилось строительство новой трамвайной линии в Кировском районе в завокзальную часть города через новый путепровод, перекинутый над путями железной дороги. Движение трамваев маршрута № 1 от хлебозавода до КЗПА открылось 29 ноября того же года. В январе 1987 г. в районе КЗПА было введено в эксплуатацию новое трамвайное депо на 150 вагономест. К этому времени поступила первая партия вагонов Т6Б5 (Т-ЗМ). А в конце сентября 1988 г. завокзальная линия была удлинена от нового Восточного депо до завода АПЗ-20. В 2011 году была проведена реконструкция участка трамвайной линии от Кировского моста до ул. Интернациональной протяжённостью 570 метров в двухпутном исчислении.

3 апреля 2023 года начата реконструкция трамвайной сети Курска в рамках концессионного соглашения, заключенного Администрацией Курской области с фирмой «Мовиста регионы», которое предусматривает модернизацию электротранспорта города Курска сроком на 25 лет. Объем инвестиций составит 12,4 млрд рублей. Курск станет первым городом России, реализующим проект по новой программе обновления городского электротранспорта, где произойдет не только обновление трамваев, но и полная реконструкция инфраструктуры.

В 1969 г. развернулось сооружение троллейбусного депо на 100 машиномест. В город прибыли первые 25 троллейбусов ЗиУ-5д. Водители троллейбусов обучались в Воронеже. Движение по первому маршруту «СХИ (депо) - кинотеатр Октябрь» было открыто 21 августа 1972 г. Вторая линия от Красной площади по улицам Сонина, Колхозной и Красной Армии до Южной автостанции открылась 27 октября 1973 г. - здесь стали курсировать как ЗиУ-5д, так и новые машины ЗиУ-9.
В январе 1975г. была введена в строй третья троллейбусная линия в Стрелецкую слободу (школа №12), а в конце 1976 г. - до картонажно-полиграфического комбината на северной окраине города. В ноябре 1982 г. введена в строй новая троллейбусная линия из центра в Рышково до ул. Серегина (маршрут №4); 6 ноября 1985 г. она была продлена от Льговского поворота по просп. Кулакова до объединения «Курскснабсбыт» (маршрут №6).
В ноябре 1989 г. в Рышково был введен в строй еще один троллейбусный маршрут №7 - по Магистральному проезду до Авиацентра. 3 февраля 2010 года открыт маршрут №9 «Знаменский собор - Северо-Западный район», также маршрут №2 был продлён от троллейбусного депо до Северо-Западного района.
13 марта 2019 года в Курске появился новый троллейбусный маршрут №11 «Знаменский собор — поселок Северный».

1 декабря 2023 года в Курске начал работу первый электробусный маршрут 7Э. Он соединил Московскую площадь и онкологический центр. Маршрут обслуживают 10 электробусов КАМАЗ-6282.